Размер:
A A A
Цвет: C C C
Изображения Вкл. Выкл.
Обычная версия сайта

Проект № 24-28-20385

Проект № 24-28-20385 «Этнопедагогические условия использования методов цифровой геймификации в социально-экологическом воспитании обучающихся в рамках дополнительного образования»,
 выполняемый при поддержке Российского научного фонда и Министерства образования и науки Алтайского края (https://rscf.ru/project/24-28-20385/)

Аннотация

Социально-экологическое воспитание молодежи связано с формированием взвешенного отношения к окружающей природной и социальной среде, и оно не может быть ограничено только рамками формального образования - приоритетная задача всего регионального образовательного пространства, включая дополнительное образование. Поэтому задачи педагогических исследований социально-экологического воспитания по формированию гражданско-этнической идентичности и экологического поведения молодежи с помощью образовательных практик, соответствующих тенденциям развития современного общества в условиях продолжающихся миграционных процессов и цифровой трансформации, являются актуальными для российских регионов. Цель: разработка педагогического инструментария социально-экологического воспитания молодежи посредством методов этнопедагогики с использованием методов цифровой геймификации. Научная значимость проекта состоит в адаптации методов этнопедагогики для задач социально-экологического воспитания молодежи на материале регионального социокультурного и природно-экономического разнообразия Алтайского края, с возможностью представления результатов на федеральном уровне.

Научный коллектив

Руководитель - Дудышева Е.В. Исполнители: Макарова О.Н., Еремеев Е.А., Чередниченко А.И.

Период выполнения

2024-2025 гг.

Планируемые научные результаты

  1. Организационно-методическое обеспечение проведения дистанционных конкурсов социально-экологических проектов с элементами образовательной геймификации по созданию распределенной базы цифровых этнокультурных артефактов Алтайского края.
  2. Модель прототипа распределенной архитектуры цифровой (виртуальной/гибридной) образовательной среды для организации дистанционных состязаний в рамках дополнительного образования.
  3. Методический модуля подготовки учителей и студентов педвузов к решению задач социально-экологического воспитания молодежи посредством методов этнопедагогики на материале регионального социокультурного и природно-экономического разнообразия Алтайского края.

Основные результаты годового этапа 2024г.

  1. Выделены целевые компоненты социально-экологического воспитания детей и молодежи, включая экологичное отношение к окружающей среде, здоровьесберегающее поведение и гигиену, в том числе, информационную, в меняющихся условиях, продуктивные коммуникации в социальном окружении (семья, школьный коллектив, этно-сообщества и другие социальные группы), навыки взаимодействия с представителями региональных сообществ и другими социальными группами, в том числе этнокультурными. На основе сравнительной диагностики отношения школьников и родителей к взаимодействию с педагогами в программах дополнительного образования выявлена значимая роль социального окружения – родителей и региональных сообществ и способа продуктивных образовательных коммуникаций в достижении задач воспитания в ходе выполнения долговременных проектов обучающихся в дополнительном образовании; выявлен образовательный потенциал использования методов этнопедагогики для социально-экологического воспитания с привлечением региональных этно-сообществ, представленных в региональном цифровом пространстве (на примере сообщества кумандинцев Алтайского края).

 

  1. На основе анализа дистанционных коммуникаций предложена распределенная иерархическая экосистемная модель прототипа архитектуры цифровой образовательной среды для проведения дистанционных состязаний при организационной поддержке образовательных организаций во взаимодействии с семьями и региональными этно-сообществами обучающихся в рамках проектов дополнительного образования, с созданием распределённой базы трёхмерных цифровых моделей объектов – социокультурных артефактов с помощью мобильных цифровых технологий (таких как фотограмметрия, технологии дополненной реальности, генеративного искусственного интеллекта). Предлагаемая модель учитывает неформальные образовательные коммуникации с социальным окружением – сверстниками, родителями, представителями профессиональных и этно-сообществ в открытой цифровой среде, допускает использование экспертной поддержки и интеллектуальных сервисов при взаимодействии педагогов и обучающихся в междисциплинарных проектах. Экосистемные модели проектируются как открытые сетевые динамические структуры, в основе которых лежат синхронизируемые коммуникативные процессы, что требует пересмотра методологических подходов к решению задач воспитания на основе экологии обучения.

 

  1. Конкретизированы методологические подходы к решению задач социально-экологического воспитания детей и молодежи в региональном образовательном пространстве, базирующиеся на использовании экологического подхода для цифровой среды. Распределенные проектные практики рассмотрены в трактовке социокультурных практик, необходимых для порождения и воспроизводства многопланового профессионально-социального и социально-культурного опыта. Открытый характер коммуникаций в цифровой среде привел к трансформации системно-деятельностного педагогического подхода в субъектно-сетевой подход, актуализируемый цифровой трансформацией образования.

 

  1. Разработано организационно-методическое обеспечение проведения дистанционных конкурсов социально-экологических проектов по созданию распределенной базы цифровых этнокультурных артефактов в рамках дополнительного образования с элементами образовательной геймификации, включающее: - организационно-методическое обеспечение по проведению дистанционных конкурсов с элементами образовательной геймификации в условиях регионального сетевого сотрудничества образовательных учреждений, - методическое обеспечение по проведению дистанционных конкурсов социально- экологических проектов с отбором практически значимых заданий, - организационное обеспечение по созданию распределенной базы цифровых этнокультурных артефактов с учетом параметров информационной безопасности.

 

  1. Проведена апробация компонентов организационно-методическое обеспечения проведения дистанционных конкурсов социально-экологических проектов для студентов педагогических направлений, обучающихся среднего профессионального образования и профильных психолого-педагогических классов в форме мастер-классов. В процессе апробации проведена диагностика предпочитаемых способов образовательных коммуникаций в открытом образовательном пространстве, ценностного отношения к образовательным результатам междисциплинарного (полипрофессионального) проектирования в форме опроса обучающихся, более 50 респондентов.

 

  1. В целях апробации прототипа распределенной архитектуры цифровой образовательной среды для организации дистанционных состязаний в рамках дополнительного образования и организационно-методического обеспечения проведения дистанционных конкурсов социально-экологических проектов по созданию распределенной базы цифровых этнокультурных артефактов организован и проведен открытый конкурс социально-экологических проектов обучающихся «Цифровой экомир» по номинациям «Этнокультурные традиции народов Алтая», «Экология и туристический ландшафт Алтая», «Вклад ученых Сибири в развитие науки», в котором приняли участие представители трех районов Алтайского края (г. Бийск; г. Славгород; Алтайский район, с. Алтайское) с пробным наполнением распределенной базы цифровых этнокультурных артефактов для последующего масштабирования и интеграции с российскими платформами дополнительного образования.

 

  1. Подготовлено электронное учебно-методическое обеспечение для подготовки будущих учителей к решению задач социально-экологического воспитания молодежи посредством методов этнопедагогики, включая разделы «Цифровая геймификация в проектной работе», «Социально-экологические проекты регионального значения», «Коммуникативные цифровые средства поддержки в проектах дополнительного образования», «Создание цифровых моделей этнокультурных артефактов». Учебно-методическое обеспечение апробировано на двух этапах, с проведением диагностики достижения практических умений студентов - будущих учителей: в ходе проектно-технологической практики (май 2024 г.) и разделов учебных дисциплин (сентябрь 2024 г.). Ряд работ студентов представлены на конкурс и отмечены призовыми местами на Всероссийском с международным участием конкурсе авторских методических разработок воспитательного взаимодействия «Воспитываем новое поколение», посвященному Году семьи (Мордовский государственный педагогический университет имени М.Е. Евсевьева, март-май 2024 г.). В методических материалах использованы примеры, полученные при проведении конкурса социально-экологических проектов обучающихся «Цифровой экомир» из распределенной базы цифровых этнокультурных артефактов на материале регионального социокультурного и природно-экономического разнообразия Алтайского края; дальнейшее наполнение планируется по результатам поведения конкурса следующего годового этапа проекта.

 

Научные результаты первого года (2024 г.) проекта № 24-28-20385 отражены в 12 публикациях с указанием грантовой поддержки РНФ и Минобрнауки Алтайского края (10 публикаций РИНЦ), включая статью Scopus по итогам участия в международной конференции (Липецк, РФ); 4 статьи в рецензируемых научных журналах, в том числе: 2 статьи ВАК РФ с открытым доступом (1 - педагогические науки, квартиль К1, и 1 - мультидисциплинарные исследования в области культурологии и педагогики, квартиль К2, с приглашением по результатам призового места в номинации «Лучшая научная статья в области методологии и технологии профессионального образования, отечественной истории и культурологии» II Научного форума «Современное образование: наука и практика» (Новосибирск, апрель 2024 г. ), 1 статья в региональном научно-педагогическом журнале "Учитель Алтая", 1 статья в междисциплинарном сборнике по информатизации образования по итогам участия в международной конференции; 1 учебно-методическое пособие; 6 статей по результатам участия во всероссийских и международных конференциях.

  1. Dudysheva E. V., Veryaev A. A. Enhancing Interactive Information Support in Student Interdisciplinary Project Training: A Socio-Ecological Perspective of the Digital Environment // 2024 4th International Conference on Technology Enhanced Learning in Higher Education (TELE), Lipetsk, Russian Federation, 2024, pp. 246-251. doi: 10.1109/TELE62556.2024.10605652.
  2. Дудышева Е.В., Солнышкова О.В. Педагогический инструментарий социально-экологического воспитания школьников в региональных условиях // Современные проблемы науки и образования. 2024. № 4. doi: 10.17513/spno.33612.
  3. Дудышева Е. В. Распределенное проектное обучение как социокультурная практика непрерывного профессионального образования // Вестник Сибирского государственного университета путей сообщения: Гуманитарные исследования. 2024. № 3 (22). С. 102-107.
  4. Макарова О.Н., Мараева А.С. Опыт использования интерактивных ресурсов в рамках социокультурных проектов при изучении английского языка // Развитие личности в образовательном пространстве Материалы XХII-ой Всероссийской с международным участием научно-практической конференции, посвященной Году семьи (Бийск, 28 марта 2024 г.). С. 585 – 590.
  5. Дудышева Е.В., Чередниченко А.И. Создание распределенной базы цифровых этнокультурных артефактов при проведении дистанционных конкурсов обучающихся // Информатизация образования: теория и практика: сборник статей международной научно-практической конференции памяти академика М.П. Лапчика (22-23 ноября 2024 г.. г. Омск). Омск, 2024 (принято к печати)
  6. Макарова О.Н. Использование цифровых этнокультурных артефактов в социально-экологических проектах и конкурсах // Интеграция педагогической науки и практики в контексте вызовов XXI века. Сборник статей III международной научно-практической конференции. Калуга, 2024. С. 167-172.
  7. Макарова О.Н., Еремеев Е.А., Чередниченко А.И. Средства создания распределенной базы цифровых этнокультурных артефактов // Информация и образование: границы коммуникаций: сборник статей XVI Международной научно-практической конференции (04-07 июля 2024 г., Горно-Алтайск). 2024. № 16 (24). С. 88-91.
  8. Макарова О.Н., Беспалов А.М., Дудышева Е.В. Подготовка будущих учителей к сохранению этнокультурных традиций региона // Учитель Алтая. - 2024. - № 4
  9. Дудышева Е.В. Способы оценивания социально-экологических аспектов при самостоятельной работе обучающихся в цифровой среде // Информатизация образования и методика электронного обучения : цифровые технологии в образовании: материалы VIII Междунар. науч. конф. Красноярск, 24–27 сентября 2024 г.: в 4 ч. Ч. 4 / под ред. Ю. В. Вайнштейн. – Красноярск : Красноярский государственный педагогический университет им. В.П. Астафьева, 2024. - С. 39-43.
  10. Социально-экологические перспективы взаимодействия с роботизированными системами: использование методов цифровой образовательной геймификации : Учебно-методическое пособие / Е. В. Дудышева, Н. Н. Лопаткин, А. И. Чередниченко. – Бийск : Алтайский государственный гуманитарно-педагогический университет имени В.М. Шукшина, 2024. – 103 с. – ISBN 978-5-85127-992-8. – 0322401645.
  11. Макарова О.Н., Макаров А.М. Применение цифровых ресурсов в образовательной геймификации со школьниками // Информатизация образования: теория и практика» : материалы международной научно-практической конференции «памяти академика М.П. Лапчика (Омск, Омский государственный педагогический университет, 22-23 ноября 2024 г.).
  12. Дудышева Е.В., Чередниченко А.И. Создание распределенной базы цифровых этнокультурных артефактов при проведении дистанционных конкурсов обучающихся // Информатизация образования: теория и практика» : материалы международной научно-практической конференции «памяти академика М.П. Лапчика (Омск, Омский государственный педагогический университет, 22-23 ноября 2024 г.).

 

Результаты работы представлены в 17 докладах на международных и всероссийских конференциях (включая один очный пленарный доклад), семинаре и круглых столах, в том числе, в 9 совместных с аспирантами, магистрантами и студентами.

  1. Дудышева Е.В., Манузина Е.Б. Педагогический инструментарий социально-экологического воспитания молодежи в региональных условиях : пленарный (очный) доклад 22-ой Всероссийской с международным участием научно-практической конференции «Развитие личности в образовательном пространстве», посвященной Году семьи (Бийск, Алтайский государственный гуманитарно-педагогический университет им. В.М. Шукшина, 28 марта 2024 г.)
  2. Дудышева Е.В., Чередниченко А.И. Разработка цифровых моделей культурно-исторических артефактов в образовательных проектах социально-экологической направленности : Секционный доклад XIV Международной научно-практической конференции «Экология и природопользование: прикладные аспекты» (Уфа: Башкирский государственный педагогический университет им. М. Акмуллы, 11 апреля 2024 г.).
  3. Дудышева Е.В. Распределенное проектное обучение как социокультурная практика непрерывного профессионального образования : Секционный доклад XIII Международной научно-практической конференции «Непрерывное профессиональное образование» II Научного форума «Современное образование: наука и практика» (Новосибирск, Сибирский государственный университет путей сообщения, 3 апреля 2024 г.).
  4. Дудышева Е.В., Тагильцев Д.С. «Проектирование параметров безопасности при организации дистанционных проектов школьников» : Секционный доклад на II Международной молодежной научно-практической конференции «Молодые ученые в обеспечении безопасности», проводимой в рамках научной программы раздела «Безопасный город» выставки ЭКСПОТЕХНОСТРАЖ (г. Санкт-Петербург, АНО ДО «Образовательная орбита», 5 апреля 2024 г.).
  5. Макарова О.Н. Использование цифровых этнокультурных артефактов в социально-экологических проектах и конкурсах : Секционный доклад III международной научно-практической конференции «Интеграция педагогической науки и практики в контексте вызовов XXI века» (Калуга, КГУ им. К.Э. Циолковского, 19 апреля 2024 г.)
  6. Макарова О.Н., Еремеев Е.А. Социально-экологические проекты в процессе подготовки будущих учителей : Секционный доклад II Всероссийская научно-практическая конференция «Гуманитарная культура: вызовы современности» (Новосибирск, Новосибирский государственный университет экономики и управления, 15 -16 мая 2024 г.)
  7. Дудышева Е.В., Тагильцев Д.С. «Проектирование параметров безопасности при организации дистанционных проектов школьников» : приглашенный доклад V научно-методического семинара «Формирование культуры здоровьесбережения и безопасности в современных условиях: вызовы и ответы» (Бийск, Алтайский государственный педагогический университет, Бийский филиал им. В.М. Шукшина, 28 мая 2024 г.).
  8. Дудышева Е.В., Веряев А.А. Enhancing Interactive Information Support in Student Interdisciplinary Project Training: A Socio-Ecological Perspective of the Digital Environment : Секционный доклад 4-й международной конференции « Technology Enhanced Learning in Higher Education» TELE (Липецк, Липецкий государственный технический университет, 21 июня 2024).
  9. Макарова О.Н., Еремеев Е.А., Чередниченко А.И. Средства создания распределенной базы цифровых этнокультурных артефактов : Секционный доклад XVI Международной научно-практической конференции «Информация и образование: границы коммуникаций» INFO'24 в рамках Десятилетия науки и технологий в РФ, посвященная 75-летию Горно-Алтайского государственного университета и физико-математического образования в регионе Республика Алтай (Горно-Алтайск, Горно-Алтайский государственный университет, 5 июля 2024 г.).
  10. Дудышева Е.В. Способы оценивания социально-экологических аспектов при самостоятельной работе обучающихся в цифровой среде : Секционный доклад VIII Международной научной конференции «Информатизация образования и методика электронного обучения : цифровые технологии в образовании» (Красноярск, Красноярский государственный педагогический университет им. В.П. Астафьева Красноярск, 25 сентября 2024 г.).
  11. Еремеев Е.А., Макаров А.М. Использование технологий виртуальной реальности в социальных проектах регионального значения : Доклад круглого стола «Цифровая трансформация в науке, образовании и бизнесе» (Алматы, Алматинский филиал Санкт-Петербургского гуманитарного университета профсоюзов, 6 ноября 2024 г.)
  12. Дудышева Е.В. Методические разработки проекта № 24-28-20385 РНФ и Минобрнаки Алтайского края, представленные в рамках Квантомарафона технологий и инноваций «По следам ученых» Педагогического технопарка «Кванториум им. К.Д. Ушинского», Технопарка универсальных педагогических компетенций : доклад межрегионального круглого стола «Использование цифровых моделей в этнопедагогических проектах» (Бийск, Алтайский государственный педагогический университет, Бийский филиал им. В.М. Шукшина, 14 ноября 2024 г.).
  13. Чередниченко А.И. Содержание мастер-класса с обучающимися среднего профессионального образования «Создание цифровых моделей этнокультурных артефактов» : доклад межрегионального круглого стола «Использование цифровых моделей в этнопедагогических проектах» (Бийск, Алтайский государственный педагогический университет, Бийский филиал им. В.М. Шукшина, 14 ноября 2024 г.).
  14. Макарова О.Н. Содержание мастер-класса с обучающимися профильных психолого-педагогических классов «Цифровая геймификация в проектной работе» : доклад межрегионального круглого стола «Использование цифровых моделей в этнопедагогических проектах» (Бийск, Алтайский государственный педагогический университет, Бийский филиал им. В.М. Шукшина, 14 ноября 2024 г.).
  15. Еремеев Е.А. Содержание мастер-класса с обучающимися профильных психолого-педагогических классов «Социально-экологические проекты регионального значения» : доклад межрегионального круглого стола «Использование цифровых моделей в этнопедагогических проектах» (Бийск, Алтайский государственный педагогический университет, Бийский филиал им. В.М. Шукшина, 14 ноября 2024 г.).
  16. Макарова О.Н., Макаров А.М. Применение цифровых ресурсов в образовательной геймификации со школьниками : Секционный доклад международной научно-практической конференции «Информатизация образования: теория и практика» памяти академика М.П. Лапчика (Омск, Омский государственный педагогический университет, 22 ноября 2024 г.)
  17. Дудышева Е.В., Чередниченко А.И. Создание распределенной базы цифровых этнокультурных артефактов при проведении дистанционных конкурсов обучающихся : Секционный доклад международной научно-практической конференции «Информатизация образования: теория и практика» памяти академика М.П. Лапчика (Омск, Омский государственный педагогический университет, 22 ноября 2024 г.).

Результаты работы по проекту № 24-28-20385 освещались в информационных ресурсах сети Интернет Бийского филиала им. В.М. Шукшина Алтайского государственного педагогического университета (официальный сайт вуза, медиаканал Педагогического кванториума и Технопарка универсальных компетенций). Практические разработки проекта № 24-28-20385 (мастер-классы, пособие) использовались в работе Федеральной инновационной площадки «Создание системы межрегионального сетевого непрерывного профессионального образования» и Центра научно-методического сопровождения педагогических работников Бийского филиала им. В.М. Шукшина Алтайского государственного педагогического университета, входящего в Единую федеральную сеть Минпросвещения РФ.