Проект № 24-28-20385
Проект № 24-28-20385 «Этнопедагогические условия использования методов цифровой геймификации в социально-экологическом воспитании обучающихся в рамках дополнительного образования»,
выполняемый при поддержке Российского научного фонда и Министерства образования и науки Алтайского края (https://rscf.ru/project/24-28-20385/)
Аннотация
Социально-экологическое воспитание молодежи связано с формированием взвешенного отношения к окружающей природной и социальной среде, и оно не может быть ограничено только рамками формального образования - приоритетная задача всего регионального образовательного пространства, включая дополнительное образование. Поэтому задачи педагогических исследований социально-экологического воспитания по формированию гражданско-этнической идентичности и экологического поведения молодежи с помощью образовательных практик, соответствующих тенденциям развития современного общества в условиях продолжающихся миграционных процессов и цифровой трансформации, являются актуальными для российских регионов. Цель: разработка педагогического инструментария социально-экологического воспитания молодежи посредством методов этнопедагогики с использованием методов цифровой геймификации. Научная значимость проекта состоит в адаптации методов этнопедагогики для задач социально-экологического воспитания молодежи на материале регионального социокультурного и природно-экономического разнообразия Алтайского края, с возможностью представления результатов на федеральном уровне.
Научный коллектив
Руководитель - Дудышева Е.В. Исполнители: Макарова О.Н., Еремеев Е.А., Чередниченко А.И.
Период выполнения
2024-2025 гг.
Планируемые научные результаты
- Организационно-методическое обеспечение проведения дистанционных конкурсов социально-экологических проектов с элементами образовательной геймификации по созданию распределенной базы цифровых этнокультурных артефактов Алтайского края.
- Модель прототипа распределенной архитектуры цифровой (виртуальной/гибридной) образовательной среды для организации дистанционных состязаний в рамках дополнительного образования.
- Методический модуля подготовки учителей и студентов педвузов к решению задач социально-экологического воспитания молодежи посредством методов этнопедагогики на материале регионального социокультурного и природно-экономического разнообразия Алтайского края.
Основные результаты годового этапа 2024г.
- Выделены целевые компоненты социально-экологического воспитания детей и молодежи, включая экологичное отношение к окружающей среде, здоровьесберегающее поведение и гигиену, в том числе, информационную, в меняющихся условиях, продуктивные коммуникации в социальном окружении (семья, школьный коллектив, этно-сообщества и другие социальные группы), навыки взаимодействия с представителями региональных сообществ и другими социальными группами, в том числе этнокультурными. На основе сравнительной диагностики отношения школьников и родителей к взаимодействию с педагогами в программах дополнительного образования выявлена значимая роль социального окружения – родителей и региональных сообществ и способа продуктивных образовательных коммуникаций в достижении задач воспитания в ходе выполнения долговременных проектов обучающихся в дополнительном образовании; выявлен образовательный потенциал использования методов этнопедагогики для социально-экологического воспитания с привлечением региональных этно-сообществ, представленных в региональном цифровом пространстве (на примере сообщества кумандинцев Алтайского края).
- На основе анализа дистанционных коммуникаций предложена распределенная иерархическая экосистемная модель прототипа архитектуры цифровой образовательной среды для проведения дистанционных состязаний при организационной поддержке образовательных организаций во взаимодействии с семьями и региональными этно-сообществами обучающихся в рамках проектов дополнительного образования, с созданием распределённой базы трёхмерных цифровых моделей объектов – социокультурных артефактов с помощью мобильных цифровых технологий (таких как фотограмметрия, технологии дополненной реальности, генеративного искусственного интеллекта). Предлагаемая модель учитывает неформальные образовательные коммуникации с социальным окружением – сверстниками, родителями, представителями профессиональных и этно-сообществ в открытой цифровой среде, допускает использование экспертной поддержки и интеллектуальных сервисов при взаимодействии педагогов и обучающихся в междисциплинарных проектах. Экосистемные модели проектируются как открытые сетевые динамические структуры, в основе которых лежат синхронизируемые коммуникативные процессы, что требует пересмотра методологических подходов к решению задач воспитания на основе экологии обучения.
- Конкретизированы методологические подходы к решению задач социально-экологического воспитания детей и молодежи в региональном образовательном пространстве, базирующиеся на использовании экологического подхода для цифровой среды. Распределенные проектные практики рассмотрены в трактовке социокультурных практик, необходимых для порождения и воспроизводства многопланового профессионально-социального и социально-культурного опыта. Открытый характер коммуникаций в цифровой среде привел к трансформации системно-деятельностного педагогического подхода в субъектно-сетевой подход, актуализируемый цифровой трансформацией образования.
- Разработано организационно-методическое обеспечение проведения дистанционных конкурсов социально-экологических проектов по созданию распределенной базы цифровых этнокультурных артефактов в рамках дополнительного образования с элементами образовательной геймификации, включающее: - организационно-методическое обеспечение по проведению дистанционных конкурсов с элементами образовательной геймификации в условиях регионального сетевого сотрудничества образовательных учреждений, - методическое обеспечение по проведению дистанционных конкурсов социально- экологических проектов с отбором практически значимых заданий, - организационное обеспечение по созданию распределенной базы цифровых этнокультурных артефактов с учетом параметров информационной безопасности.
- Проведена апробация компонентов организационно-методическое обеспечения проведения дистанционных конкурсов социально-экологических проектов для студентов педагогических направлений, обучающихся среднего профессионального образования и профильных психолого-педагогических классов в форме мастер-классов. В процессе апробации проведена диагностика предпочитаемых способов образовательных коммуникаций в открытом образовательном пространстве, ценностного отношения к образовательным результатам междисциплинарного (полипрофессионального) проектирования в форме опроса обучающихся, более 50 респондентов.
- В целях апробации прототипа распределенной архитектуры цифровой образовательной среды для организации дистанционных состязаний в рамках дополнительного образования и организационно-методического обеспечения проведения дистанционных конкурсов социально-экологических проектов по созданию распределенной базы цифровых этнокультурных артефактов организован и проведен открытый конкурс социально-экологических проектов обучающихся «Цифровой экомир» по номинациям «Этнокультурные традиции народов Алтая», «Экология и туристический ландшафт Алтая», «Вклад ученых Сибири в развитие науки», в котором приняли участие представители трех районов Алтайского края (г. Бийск; г. Славгород; Алтайский район, с. Алтайское) с пробным наполнением распределенной базы цифровых этнокультурных артефактов для последующего масштабирования и интеграции с российскими платформами дополнительного образования.
- Подготовлено электронное учебно-методическое обеспечение для подготовки будущих учителей к решению задач социально-экологического воспитания молодежи посредством методов этнопедагогики, включая разделы «Цифровая геймификация в проектной работе», «Социально-экологические проекты регионального значения», «Коммуникативные цифровые средства поддержки в проектах дополнительного образования», «Создание цифровых моделей этнокультурных артефактов». Учебно-методическое обеспечение апробировано на двух этапах, с проведением диагностики достижения практических умений студентов - будущих учителей: в ходе проектно-технологической практики (май 2024 г.) и разделов учебных дисциплин (сентябрь 2024 г.). Ряд работ студентов представлены на конкурс и отмечены призовыми местами на Всероссийском с международным участием конкурсе авторских методических разработок воспитательного взаимодействия «Воспитываем новое поколение», посвященному Году семьи (Мордовский государственный педагогический университет имени М.Е. Евсевьева, март-май 2024 г.). В методических материалах использованы примеры, полученные при проведении конкурса социально-экологических проектов обучающихся «Цифровой экомир» из распределенной базы цифровых этнокультурных артефактов на материале регионального социокультурного и природно-экономического разнообразия Алтайского края; дальнейшее наполнение планируется по результатам поведения конкурса следующего годового этапа проекта.
Научные результаты первого года (2024 г.) проекта № 24-28-20385 отражены в 12 публикациях с указанием грантовой поддержки РНФ и Минобрнауки Алтайского края (10 публикаций РИНЦ), включая статью Scopus по итогам участия в международной конференции (Липецк, РФ); 4 статьи в рецензируемых научных журналах, в том числе: 2 статьи ВАК РФ с открытым доступом (1 - педагогические науки, квартиль К1, и 1 - мультидисциплинарные исследования в области культурологии и педагогики, квартиль К2, с приглашением по результатам призового места в номинации «Лучшая научная статья в области методологии и технологии профессионального образования, отечественной истории и культурологии» II Научного форума «Современное образование: наука и практика» (Новосибирск, апрель 2024 г. ), 1 статья в региональном научно-педагогическом журнале "Учитель Алтая", 1 статья в междисциплинарном сборнике по информатизации образования по итогам участия в международной конференции; 1 учебно-методическое пособие; 6 статей по результатам участия во всероссийских и международных конференциях.
- Dudysheva E. V., Veryaev A. A. Enhancing Interactive Information Support in Student Interdisciplinary Project Training: A Socio-Ecological Perspective of the Digital Environment // 2024 4th International Conference on Technology Enhanced Learning in Higher Education (TELE), Lipetsk, Russian Federation, 2024, pp. 246-251. doi: 10.1109/TELE62556.2024.10605652.
- Дудышева Е.В., Солнышкова О.В. Педагогический инструментарий социально-экологического воспитания школьников в региональных условиях // Современные проблемы науки и образования. 2024. № 4. doi: 10.17513/spno.33612.
- Дудышева Е. В. Распределенное проектное обучение как социокультурная практика непрерывного профессионального образования // Вестник Сибирского государственного университета путей сообщения: Гуманитарные исследования. 2024. № 3 (22). С. 102-107.
- Макарова О.Н., Мараева А.С. Опыт использования интерактивных ресурсов в рамках социокультурных проектов при изучении английского языка // Развитие личности в образовательном пространстве Материалы XХII-ой Всероссийской с международным участием научно-практической конференции, посвященной Году семьи (Бийск, 28 марта 2024 г.). С. 585 – 590.
- Дудышева Е.В., Чередниченко А.И. Создание распределенной базы цифровых этнокультурных артефактов при проведении дистанционных конкурсов обучающихся // Информатизация образования: теория и практика: сборник статей международной научно-практической конференции памяти академика М.П. Лапчика (22-23 ноября 2024 г.. г. Омск). Омск, 2024 (принято к печати)
- Макарова О.Н. Использование цифровых этнокультурных артефактов в социально-экологических проектах и конкурсах // Интеграция педагогической науки и практики в контексте вызовов XXI века. Сборник статей III международной научно-практической конференции. Калуга, 2024. С. 167-172.
- Макарова О.Н., Еремеев Е.А., Чередниченко А.И. Средства создания распределенной базы цифровых этнокультурных артефактов // Информация и образование: границы коммуникаций: сборник статей XVI Международной научно-практической конференции (04-07 июля 2024 г., Горно-Алтайск). 2024. № 16 (24). С. 88-91.
- Макарова О.Н., Беспалов А.М., Дудышева Е.В. Подготовка будущих учителей к сохранению этнокультурных традиций региона // Учитель Алтая. - 2024. - № 4
- Дудышева Е.В. Способы оценивания социально-экологических аспектов при самостоятельной работе обучающихся в цифровой среде // Информатизация образования и методика электронного обучения : цифровые технологии в образовании: материалы VIII Междунар. науч. конф. Красноярск, 24–27 сентября 2024 г.: в 4 ч. Ч. 4 / под ред. Ю. В. Вайнштейн. – Красноярск : Красноярский государственный педагогический университет им. В.П. Астафьева, 2024. - С. 39-43.
- Социально-экологические перспективы взаимодействия с роботизированными системами: использование методов цифровой образовательной геймификации : Учебно-методическое пособие / Е. В. Дудышева, Н. Н. Лопаткин, А. И. Чередниченко. – Бийск : Алтайский государственный гуманитарно-педагогический университет имени В.М. Шукшина, 2024. – 103 с. – ISBN 978-5-85127-992-8. – 0322401645.
- Макарова О.Н., Макаров А.М. Применение цифровых ресурсов в образовательной геймификации со школьниками // Информатизация образования: теория и практика» : материалы международной научно-практической конференции «памяти академика М.П. Лапчика (Омск, Омский государственный педагогический университет, 22-23 ноября 2024 г.).
- Дудышева Е.В., Чередниченко А.И. Создание распределенной базы цифровых этнокультурных артефактов при проведении дистанционных конкурсов обучающихся // Информатизация образования: теория и практика» : материалы международной научно-практической конференции «памяти академика М.П. Лапчика (Омск, Омский государственный педагогический университет, 22-23 ноября 2024 г.).
Результаты работы представлены в 17 докладах на международных и всероссийских конференциях (включая один очный пленарный доклад), семинаре и круглых столах, в том числе, в 9 совместных с аспирантами, магистрантами и студентами.
- Дудышева Е.В., Манузина Е.Б. Педагогический инструментарий социально-экологического воспитания молодежи в региональных условиях : пленарный (очный) доклад 22-ой Всероссийской с международным участием научно-практической конференции «Развитие личности в образовательном пространстве», посвященной Году семьи (Бийск, Алтайский государственный гуманитарно-педагогический университет им. В.М. Шукшина, 28 марта 2024 г.)
- Дудышева Е.В., Чередниченко А.И. Разработка цифровых моделей культурно-исторических артефактов в образовательных проектах социально-экологической направленности : Секционный доклад XIV Международной научно-практической конференции «Экология и природопользование: прикладные аспекты» (Уфа: Башкирский государственный педагогический университет им. М. Акмуллы, 11 апреля 2024 г.).
- Дудышева Е.В. Распределенное проектное обучение как социокультурная практика непрерывного профессионального образования : Секционный доклад XIII Международной научно-практической конференции «Непрерывное профессиональное образование» II Научного форума «Современное образование: наука и практика» (Новосибирск, Сибирский государственный университет путей сообщения, 3 апреля 2024 г.).
- Дудышева Е.В., Тагильцев Д.С. «Проектирование параметров безопасности при организации дистанционных проектов школьников» : Секционный доклад на II Международной молодежной научно-практической конференции «Молодые ученые в обеспечении безопасности», проводимой в рамках научной программы раздела «Безопасный город» выставки ЭКСПОТЕХНОСТРАЖ (г. Санкт-Петербург, АНО ДО «Образовательная орбита», 5 апреля 2024 г.).
- Макарова О.Н. Использование цифровых этнокультурных артефактов в социально-экологических проектах и конкурсах : Секционный доклад III международной научно-практической конференции «Интеграция педагогической науки и практики в контексте вызовов XXI века» (Калуга, КГУ им. К.Э. Циолковского, 19 апреля 2024 г.)
- Макарова О.Н., Еремеев Е.А. Социально-экологические проекты в процессе подготовки будущих учителей : Секционный доклад II Всероссийская научно-практическая конференция «Гуманитарная культура: вызовы современности» (Новосибирск, Новосибирский государственный университет экономики и управления, 15 -16 мая 2024 г.)
- Дудышева Е.В., Тагильцев Д.С. «Проектирование параметров безопасности при организации дистанционных проектов школьников» : приглашенный доклад V научно-методического семинара «Формирование культуры здоровьесбережения и безопасности в современных условиях: вызовы и ответы» (Бийск, Алтайский государственный педагогический университет, Бийский филиал им. В.М. Шукшина, 28 мая 2024 г.).
- Дудышева Е.В., Веряев А.А. Enhancing Interactive Information Support in Student Interdisciplinary Project Training: A Socio-Ecological Perspective of the Digital Environment : Секционный доклад 4-й международной конференции « Technology Enhanced Learning in Higher Education» TELE (Липецк, Липецкий государственный технический университет, 21 июня 2024).
- Макарова О.Н., Еремеев Е.А., Чередниченко А.И. Средства создания распределенной базы цифровых этнокультурных артефактов : Секционный доклад XVI Международной научно-практической конференции «Информация и образование: границы коммуникаций» INFO'24 в рамках Десятилетия науки и технологий в РФ, посвященная 75-летию Горно-Алтайского государственного университета и физико-математического образования в регионе Республика Алтай (Горно-Алтайск, Горно-Алтайский государственный университет, 5 июля 2024 г.).
- Дудышева Е.В. Способы оценивания социально-экологических аспектов при самостоятельной работе обучающихся в цифровой среде : Секционный доклад VIII Международной научной конференции «Информатизация образования и методика электронного обучения : цифровые технологии в образовании» (Красноярск, Красноярский государственный педагогический университет им. В.П. Астафьева Красноярск, 25 сентября 2024 г.).
- Еремеев Е.А., Макаров А.М. Использование технологий виртуальной реальности в социальных проектах регионального значения : Доклад круглого стола «Цифровая трансформация в науке, образовании и бизнесе» (Алматы, Алматинский филиал Санкт-Петербургского гуманитарного университета профсоюзов, 6 ноября 2024 г.)
- Дудышева Е.В. Методические разработки проекта № 24-28-20385 РНФ и Минобрнаки Алтайского края, представленные в рамках Квантомарафона технологий и инноваций «По следам ученых» Педагогического технопарка «Кванториум им. К.Д. Ушинского», Технопарка универсальных педагогических компетенций : доклад межрегионального круглого стола «Использование цифровых моделей в этнопедагогических проектах» (Бийск, Алтайский государственный педагогический университет, Бийский филиал им. В.М. Шукшина, 14 ноября 2024 г.).
- Чередниченко А.И. Содержание мастер-класса с обучающимися среднего профессионального образования «Создание цифровых моделей этнокультурных артефактов» : доклад межрегионального круглого стола «Использование цифровых моделей в этнопедагогических проектах» (Бийск, Алтайский государственный педагогический университет, Бийский филиал им. В.М. Шукшина, 14 ноября 2024 г.).
- Макарова О.Н. Содержание мастер-класса с обучающимися профильных психолого-педагогических классов «Цифровая геймификация в проектной работе» : доклад межрегионального круглого стола «Использование цифровых моделей в этнопедагогических проектах» (Бийск, Алтайский государственный педагогический университет, Бийский филиал им. В.М. Шукшина, 14 ноября 2024 г.).
- Еремеев Е.А. Содержание мастер-класса с обучающимися профильных психолого-педагогических классов «Социально-экологические проекты регионального значения» : доклад межрегионального круглого стола «Использование цифровых моделей в этнопедагогических проектах» (Бийск, Алтайский государственный педагогический университет, Бийский филиал им. В.М. Шукшина, 14 ноября 2024 г.).
- Макарова О.Н., Макаров А.М. Применение цифровых ресурсов в образовательной геймификации со школьниками : Секционный доклад международной научно-практической конференции «Информатизация образования: теория и практика» памяти академика М.П. Лапчика (Омск, Омский государственный педагогический университет, 22 ноября 2024 г.)
- Дудышева Е.В., Чередниченко А.И. Создание распределенной базы цифровых этнокультурных артефактов при проведении дистанционных конкурсов обучающихся : Секционный доклад международной научно-практической конференции «Информатизация образования: теория и практика» памяти академика М.П. Лапчика (Омск, Омский государственный педагогический университет, 22 ноября 2024 г.).
Результаты работы по проекту № 24-28-20385 освещались в информационных ресурсах сети Интернет Бийского филиала им. В.М. Шукшина Алтайского государственного педагогического университета (официальный сайт вуза, медиаканал Педагогического кванториума и Технопарка универсальных компетенций). Практические разработки проекта № 24-28-20385 (мастер-классы, пособие) использовались в работе Федеральной инновационной площадки «Создание системы межрегионального сетевого непрерывного профессионального образования» и Центра научно-методического сопровождения педагогических работников Бийского филиала им. В.М. Шукшина Алтайского государственного педагогического университета, входящего в Единую федеральную сеть Минпросвещения РФ.